RU
EN

10 февраля 2015

«Берлинале» с российским акцентом

О фильме «Чайки». Фрагмент из статьи в «Новой газете», автор Лариса Маликова.

«Чайки» дебютантки Эллы Манжеевой — первая калмыцкая картина нового времени, продуманный и точно выверенный арт-мейнстрим. Ее показ прошел в программе «Форум», собирающей экспериментальные, поисковые работы. В роли Эльзы — топ-модель из Калмыкии, работающая для Жана-Поля Готье. Фильм — притягательный сплав мистической буддистской отстраненности и быта, выразительного социального подтекста. Эльза, хрупкая жена лаганского рыбака-браконьера, живет словно в забытьи, дежурно выполняя обязанности хозяйки дома. За что не любима свекровью. Но когда лед заморозит воду и рыбаки не вернутся, в этой внешне бесстрастной, примороженной деве что-то перевернется. Может, проснулось чувство вины за свою холодность, а значит, и гибель мужа? Или это ощущение нового пульса жизни как внутреннее освобождение, необходимость поиска несбыточного счастья? Над обрядом поминовения кружат чайки — души погибших рыбаков.

Минимализм сюжета, приглушенная цветовая гамма (художники и оператор Александр Кузнецов в визуальном решении опирались на сдержанную палитру буддистского храма), скупая эмоциональная нюансировка компенсированы метафорами: темная вода замирает и схватывается льдом, камера плывет мимо зарослей камыша, погружаясь в кисель тумана, лед режет лодку. Признак режиссерского аскетизма — выверенный баланс между утлой современностью (курилка в музыкальной школе, банковский хай-тек, фотообои в каждой квартире, коридоры ментовки, операция по борьбе с браконьерами «Путина») и висящей в самом воздухе тревожной тайной (приговоры, молитвенные четки, длинный белый коридор с черной дырой-дверью в конце). Буддистские храмы появятся ближе к финалу… как отражения в окне маршрутки.