RU
EN

08 апреля 2016

ЧП дворового масштаба, или Что там внутри «Коробки»?

На экраны выходит фильм с ничего вроде бы не говорящим и не обещающим названием «Коробка»

Но не будем спешить с выводами. Речь в картине идет не о спичечном коробке или картонной магазинной коробке, а о коробке футбольной, когда-то наспех сколоченной из досок и расположенной в центре микрорайона, окруженной такими же безликими коробками бетонных домов. В коробке играют в футбол две подростковые команды: «свои», то есть русские, и «чужие», то есть «понаехавшие», они же «черномазые». И это несет в себе зерно потенциального конфликта.

«Своих» возглавляет светловолосый, мускулистый подросток Костя (Сергей Романович), юный фанат футбола, мечтающий играть в команде мастеров. «Понаехавших» ведет в бой молодой профессиональный футболист Дамир (Кирилл Дегтярь). Игра между «своими» и «чужими» идет на выбывание. На кон поставлено многое. Проигравшие в турнире из трех поединков навсегда уходят из коробки. Выигравшие становятся ее полновластными хозяевами. По сути, это не футбольный матч, а начало необъявленной войны с неизвестным итогом.

К «нашим» по ходу дела примазываются местные «нацики», готовые решать спортивный конфликт с помощью железного лома, против которого, как известно, нет приема. Вокруг «чужих» сплачивается кавказская диаспора, в том числе и какие-то полумафиозные персонажи. Так постепенно дворовый футбольный поединок перерастает в межнациональную распрю далеко не районного масштаба. А футбольное поле неожиданно становится полем битвы между совестью, честью, порядочностью, товариществом, чувством локтя — и пещерной низостью, отвратительным жлобством, мерзкой ксенофобией самого поганого разлива.

Не буду подробно пересказывать сюжет этого динамичного, захватывающего фильма, искусно соединившего спортивную драму и драму социальную, что само по себе можно считать новаторским ходом в нашем кино. Скажу лишь, что дети внутри футбольной коробки окажутся в итоге мудрее взрослых болельщиков, расположившихся за металлической сеткой и уже практически готовых к рукопашной. Найти выход из сложной коллизии ребятам помогут правила честной, чистой игры, которой они привержены на поле. Оказывается, этими простыми, но действенными правилами можно руководствоваться и в жизни. И тогда трудно выстраданная спортивная ничья может стать общей житейской, жизненной победой всех участников этой, к счастью, так и не разразившейся драмы.

«Коробка», как вы уже поняли, заканчивается на оптимистической ноте, а это — счастливая редкость для нашего проблемного, социального кино. Картина вообще небанально придумана, виртуозно снята (оператор Павел Емелин), заразительно сыграна молодыми актерами, пронизана авторской верой, возможно, слегка простодушной, в победу добра и человечности над злом и ненавистью. Но это авторское простодушие, скажу я вам, замечательно работает! Я смотрел «Коробку» на премьере в московском Доме кино. Зрители, среди которых было много подростков и даже совсем маленьких детей, орали и ревели от восторга едва ли не весь фильм. И я, уже совсем не юноша, а седовласый дяденька, порой орал и пускал слезу вместе с ними.

Здесь надо заметить, что «Коробка» — весьма редкий на нашем экране случай настоящего семейного кино. Подростки, особенно те, что любят гонять мяч, получат особый кайф от прекрасно поставленных и снятых футбольных поединков. Поклонники современной молодежной музыки оценят саундтрек фильма с композициями известных исполнителей: L’One, Noize MC, групп «Смысловые галлюцинации», Kurara, Cosmic Latte. Наконец, настоящим подарком для любителей разрисовывать заборы и стены домов «наскальной живописью» станут рассыпанные по экрану граффити от известной московской команды стрит-арта «Зачем».

Что касается зрителей постарше, поопытнее, то они, надеюсь, сверх и помимо описанных выше радостей уловят схожесть проблематики «Коробки» с гениальной пьесой «Ромео и Джульетта», да-да, великого нашего Вильяма Шекспира, на которого невзначай замахнулись авторы фильма. А продвинутые киноманы вспомнят голливудский фильм «Вестсайдская история», пронизанный тем же социальным напряжением, насыщенный тем же адреналиновым драйвом, что и внешне скромная «Коробка».

Этот культурный бэкграунд, кстати, добавляет фильму шансов покорить не только отечественную, но и зарубежную публику. Знаю от продюсеров картины Елены Гликман и Михаила Дегтяря, что «Коробка» уже приглашена в конкурс нескольких престижных международных кинофестивалей, чего с нашим кино давненько не случалось.

P.S. Поставил «Коробку» молодой режиссер Эдуард Бордуков, который 15 лет занимался профессиональным спортом, бегал на длинные дистанции за сборную России, стал мастером спорта международного класса. Это его первая большая картина. Он же, автор нескольких короткометражек, отважился написать и сценарий «Коробки». «Для меня это было все равно что своими руками сконструировать и построить самолет», — сказал со сцены Дома кино дебютант. Горный инженер по первой профессии, он строил свой «самолет» долгих четыре года. И в итоге построил. И «самолет» взлетел. И отныне парит где-то там, на труднодостижимой для многих профессионалов высоте.

Автор Леонид Павлючик