RU
EN

28 мая 2010

Елена Гликман: «Питчинг – это первая проба твоей идеи»

11 июня 2010 года в рамках 21-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» пройдет продюсерский питчинг. Интернет-портал «ПрофиСинема» – информационный партнер фестиваля – побеседовал с одним из участников делового мероприятия, продюсером Еленой Гликман...

Корреспондент:Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте, который Вы будете представлять на питчинге в Сочи.

Елена Гликман:Проект называется «Все пришли с войны». Это – тяжелое, драматическое кино. События развиваются на фоне Великой Отечественной Войны. Разлученные муж и жена пытаются вернуться друг к другу, преодолевают каждый свою войну. Важно не только то, что они не погибают, но и то, что им удается вернуться к самим себе. Путь с войны – это путь к себе. Ведь война калечит не только физически, но и морально. После такой катастрофы очень тяжело вернуться к прежней жизни, снова научиться любить, тосковать, радоваться. Фильм «Все пришли с войны» как раз об этом.

Корреспондент:Как пришла идея сделать такое кино?

Елена Гликман:В 2007 году наша студия сняла короткометражный фильм под названием «Письмо», дебют режиссера Матвея Живова. Потом он сделал с нами телефильм для Первого канала «Тихая семейная жизнь». «Все пришли с войны» будет его первой полнометражной кинокартиной. Сценарист и креативный продюсер компании «Телесто» Татьяна Сарана некогда написала книгу о войне по воспоминаниям своей тетки. Она сделала это для того, чтобы дети знали, как люди пережили те страшные времена. Один эпизод книги – история возвращения героя домой из госпиталя – вошел в короткометражку «Письмо», которая была весьма успешна на кинофестивалях. Фильм показывался на сорока кинофорумах, в том числе в программе «Short Film Corner» 60-го фестиваля в Каннах. Зрители очень трепетно отнеслись к картине: она понятная, трогательная и хорошо сделанная. Поэтому когда мы искали сценарий нового фильма, родилась идея сделать полный метр на основе книги Татьяны Сараны. История, рассказанная в короткометражке «Письмо», - один из центральных эпизодов фильма «Все пришли с войны».

Корреспондент: А сам короткометражный фильм «Письмо» не станет частью полного метра?

Елена Гликман:Нет, в полнометражном фильме будет иная стилистика и, возможно, даже другие актеры. Хотя в «Письме» снялись замечательные Алексей Серебряков и Виктория Толстоганова. В рамках презентации проекта белорусским партнерам мы озвучили «дрим-каст», но впереди – долгие поиски актерского состава. На сегодняшний день уже готов третий вариант сценария, и если все будет нормально, начнем активную подготовку к съемкам. Наша студия попытается найти партнеров на государственном уровне и сделать этот проект значимым, большим. Не думаю, что фильмы про войну нужно снимать только к юбилейным и памятным датам. Мы хотим сделать картину «Все пришли с войны» без повода. Для нас самоцель – история, а не «круглая» дата. И если фильм выйдет к 70-летию начала ВОВ, или к 70-летию начала партизанского движения (герои, в основном, воюют в партизанских отрядах), или просто в один прекрасный день, мы будем очень рады. Сделать такую картину тяжело, но достойно.

Корреспондент:Когда Вы планируете начать съемки картины?

Елена Гликман:В сценарии есть начало ВОВ и даже кусок финской войны, потом – лето, зима, осень…. Съемки можно начинать когда угодно, потому что они все равно будут длиться год. Сейчас мы договариваемся с партнерами, и в конце лета я бы хотела начать подготовку к съемкам, которая продлится не один месяц. К съемкам «Слона», например, мы готовились постепенно, но наиболее активный период подготовки длился пару недель. Долго выбирался локейшен. И когда было решено снимать в Минске, уже наступала осень, готовиться пришлось очень быстро. На место мы приехали 20 августа, а 8 сентября начали снимать. С фильмом «Все пришли с войны» так не получится. Потребуется минимум четыре месяца. Съемочный период, думаю, начнется с зимы. Сняли же мы зимний блок «Тарифа Новогоднего», действие которого происходит в новогоднюю ночь, - за тридцать ночных, зимних смен подряд. Опыт зимней, к тому же ночной, съемки, есть. Лучше начать со сложного и потом перейти к простому. Хотя в фильме будут играть дети, которые за год могут сильно измениться, поэтому, возможно, снимать стоит в хронологической последовательности сюжета. Посмотрим.

Корреспондент:Для чего, на Ваш взгляд, нужен питчинг?

Елена Гликман: Прежде всего, для поиска партнеров. Еще мне лично питчинг нужен для некого осмысления проекта. Когда проект обсуждается внутри одного коллектива, каждый по отдельности является «свежей головой», но все вместе мы уже абсолютно не «свежие головы». Во время представления проекта «Слон» на питчинге для меня было очевидно, что слон в финале картины умирает. Ведь весь фильм он болен. И вдруг на питчинге все в один голос стали меня переубеждать: «Лена, слон должен жить. Ни в коем случае нельзя его убивать», предлагать различные варианты окончания сценария, вплоть до самых абсурдных. В итоге, фильм получился, конечно, не совсем оптимистичным, с драматическими моментами и социальной подоплекой, но со счастливым концом. Финал было решено оставить открытым.

Корреспондент:Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте представления проектов на питчингах.

Елена Гликман:Когда я в первый раз участвовала в питчинге, нас проинструктировали, как нужно презентовать проект. Тем не менее, я стала долго и нудно пересказывать сюжет, который и без того был изложен в каталоге. Говорила сбивчиво, потому что не очень понимала для себя, что хочу донести до слушающих и зачем это делаю. К тому же тогда не было готового сценария, только литературная основа будущего проекта – книга Антона Уткина «Самоучки», в которой автор осмысляет 90-е годы прошлого века. Обсуждая возможную экранизацию, мы понимали, что про «лихие девяностые» снято уже порядочно кинокартин, но они все, в основном, про бандитов. Нам, тоже пережившим это время и не знакомым ни с одним бандитом, хотелось рассказать о своей юности, молодости, о годах, когда мы узнавали мир и становились, как личности. Но Сергей Шумаков, один из руководителей телеканала «Культура», посоветовал мне не торопиться с этим фильмом, потому что пока по эпохе 90-х еще нет ностальгии. Представляя данный проект на питчинге, я не имела собственного осмысления материала, но пыталась сбивчиво рассказать, что кино не про бандитов, хотя они там есть… И в какой-то момент, слава Богу, эксперты меня перебили и начали задавать вопросы. Говорить стало легче. Я начала импровизировать, думать, а не пытаться найти подходящие фразы в заготовленных бумажках. В итоге удалось сделать хорошее представление проекта. Но мне за свое выступление было немного неловко. Мой проект попал в тройку победителей, но ни один человек после моего так называемого выигрыша не подошел и не предложил сделать это кино вместе. Когда я пришла на сочинский питчинг со «Слоном», у меня уже был опыт представления проекта в Версале, на совместном заседании франко-германской академии, куда впервые позвали русских продюсеров. Тогда, на питчинге в рамках 19 фестиваля «Кинотавр», я сказала про «Слона» ровно три фразы, в которых была сформулирована суть фильма и обозначены задачи: кого мы ищем и для чего. Мое выступление не признали лучшим, но четыре человека захотели участвовать в проекте. Вот каким должен быть результат питчинга. Питчинг – это первая проба твоей идеи. И хороший результат – появление единомышленников и партнеров.

Корреспондент:Вы уже рассказывали о проекте «Все пришли с войны» экспертам, прокатчикам, редакторам?

Елена Гликман:Мы представляли проект «Все пришли с войны» различным западным кинокомпаниям и дистрибьюторам на кинофестивале в Берлине, показывали сценарий Игорю Толстунову. Когда я была в Белоруссии по поводу съемок «Слона», то рассказала о фильме «Все пришли с войны» директору киностудии «Беларусьфильм». Тогда был только первый вариант сценария, над которым продолжалась работа. Когда сценарий будет окончательно готов, мы начнем активно представлять фильм. В планах – реализация проекта «Все пришли с войны» совместно с продюсерами из Белоруссии, Украины, потому что у нас общая история, и участие кинематографистов этих стран очень важно.

Корреспондент:То есть Вы начинаете представлять проект возможным партнерам на уровне идеи, до первого официального питчинга?

Елена Гликман:Конечно. На питчинг в Сочи белорусы могут не приехать, а заручиться их поддержкой даже на уровне идеи было бы здорово. Директора «Беларусьфильма» волновало, чтобы мы не изменяли факты и не пытались переосмыслить войну. Я ответила, что военные действия – фон, а фильм – про людей, про их взаимоотношения. Мы будем искать откровений не в подаче исторических фактов, а в психологии человека.

Корреспондент: Алёна Сычёва


Елена Гликман: «Питчинг – это первая проба твоей идеи»