RU
EN

05 апреля 2016

Коробка молодости нашей

В прокат выходит молодежная драма «Коробка». Корреспондент «Культуры» пообщался с режиссером картины Эдуардом БОРДУКОВЫМ.

культура: На дворовой площадке юные футболисты сталкиваются с командой приезжих парней. Не желая уступать коробку, ребята устраивают бескомпромиссный турнир, куда втягиваются жители района и единоплеменники «оккупантов». Страсти накаляются: на кону — судьба спортивной арены... Конфликт и образ главного героя подсказаны жизнью?
Бордуков: Можно сказать, это автопортрет. Я родился в маленьком промышленном городе Тульской области. Рос хулиганистым парнем, дрался, обожал гонять мяч. Для того чтобы профессионально расти, мне необходимо было переезжать в Москву, но у родителей не хватало денег. Как-то принял участие в районных соревнованиях по бегу и обошел всех ребят-легкоатлетов. Попробовал заниматься в детско-юношеской школе, но через пару месяцев бросил. А когда учился в одиннадцатом классе, ко мне подошел тренер и серьезно сказал, что спортивная карьера — мой единственный шанс выбраться и чего-то добиться в жизни. Я начал тренироваться, удачно выступил на соревнованиях, попал в ЦСКА. Стал мастером спорта международного класса, брал призы на чемпионатах России, выходил в финал европейских кубков.
Сюжет картины родился за пару часов — вскоре после событий на Манежной площади. СМИ две недели обсуждали вспыхнувшие беспорядки, однажды я услышал, как на радио позвонили несколько слушателей и рассказали, что их спортплощадки оккупировали приезжие — тусуются дни напролет, местные обходят их стороной. Я сам играю в дворовый футбол и понимаю, что у молодежи отношение к этой проблеме иное, чем у старшего поколения. Есть места, где она решается мирно, а где-то разгораются конфликты. И я, посещая сборы в кавказских республиках, сталкивался с проявлениями местного национализма — нас «встречали» и прессовали по полной программе. Все это есть в любой стране, от этого не уйдешь.

культура: Манежка была криком отчаяния, возмущения произволом правоохранительных органов, якобы покрывавших убийц Егора Свиридова. Все понимали: на его месте мог оказаться любой.
Бордуков: Главная ответственность лежит на власти, ее прямая задача — поддерживать мирное сосуществование народов, не ущемляя прав одних за счет других. Любая эскалация конфликтов на национальной почве неминуемо приводит к гражданской войне. Но нельзя уповать только на добрую волю чиновников, каждый человек должен самостоятельно решать свои проблемы. И мой герой Костя это понимает — в конце концов, он сам заварил кашу, предложив сыграть на коробку...

культура: В Европе уличные беспорядки — системное явление, вынуждающее власть имущих прислушиваться к населению.
Бордуков: Уличная политика — вещь довольно иллюзорная. Гораздо важнее то, что происходит в каждой семье. Разговоры на злободневные темы накаляют атмосферу, приводят к конфликтам. Главный пункт дискуссий: кто виноват во всех проблемах — власть или мы? Кивать на чиновников, видеть лишь в них корень бед, обособляться, опускать руки, копить раздражение — неправильно! Нельзя закрываться от мира: мы живем отдельно, не трогайте нас. Необходимо делать общее дело — строить что-нибудь, да хоть коробку во дворе.

культура: Абсолютно разделяю это убеждение, но вопрос, кто все-таки будет там играть, остается открытым. Отец одного из героев — Дамира — советует сыну держаться от русских подальше...
Бордуков: И Костин папа сторонится кавказцев. Отцы отгородились от проблем, значит, рано или поздно с ними столкнутся дети.

культура: Вы остро обозначили характеры персонажей, в «Коробке» нет ни негодяев, ни «белых и пушистых».
Бордуков: Я специально уходил от черных красок, у ребят нет никакой скинхедовской символики — это дворовые качки, любители подраться, но с четким представлением о справедливости, желанием постоять за своих. В конце концов, плюнув, они покидают коробку. Когда снимали финальную сцену, я около часа говорил с лидером националистов Гвоздем, это реальный парень из околофутбольной тусовки. Он никак не мог понять: почему мы должны оставить площадку приезжим? Мы что, испугались? Нет, — объяснял я, — просто не решились поднять руку на болельщиков, отцов и дедов. Мужская сплоченность вокруг идеалов справедливости — здоровая вещь. Не случайно в любом цивилизованном государстве есть армия, полиция, спортивные клубы, общества рыболовов и охотников, скауты, пионеры. Когда людей объединяет чувство любви к родной земле и ответственности за ее судьбу — это прекрасно.

культура: Но если толпа попрет стенка на стенку — любой человек, помимо воли, будет за кого-то. К кому присоединитесь Вы?
Бордуков: Встану с теми, кто разделяет мои представления о правде и справедливости.

культура: По национальному признаку?
Бордуков: Безусловно. Но межнациональный мир возможен, хотя путь к нему может быть и непрост — об этом наш фильм. Проблема не в форме носа, а в расслоении общества и несправедливости, от которой морально страдает каждый человек.

культура: Сыгранность дворовой команды просто завораживает. Долго подбирали ребят?
Бордуков: Девять месяцев — через нас прошло больше тысячи претендентов. Тренировались все лето, трижды в неделю по паре часов, непременно разминались перед съемками. Все понимали, что за финтами не спрячешься — в игре характер виден как на ладони.

культура: Местные болельщики коробку навещали?
Бордуков: По ночам. Нередко, приходя на площадку, мы видели сломанные доски ограды, таблички с предупреждающими надписями... Может быть, потому что возвели ее между хрущоб и новостроек Северного Чертаново, она «работала» как арена районной жизни. Когда сносили коробку, жители расстраивались, но муниципальные власти были неумолимы.

культура: У Вас есть любимый футбольный финт?
Бордуков: Да, свеча, — когда игрок на бегу перекидывает мяч через голову и с лету забивает гол. Костя справился, воплотил мою мечту, я так не умею.

культура: А как Вы готовились к съемкам турнира?
Бордуков: Пересмотрел сотни игр и десятки фильмов. Поразительно, но ни в одной картине футбол не снят хорошо. Вместе с тренером мы придумывали схемы эпизодов игры, она и диктовала, куда ставить камеру. Старались не повторяться в рисунках, зарядить экран эмоцией, избегая трясущейся картинки.

культура: Почему футболу так не везет с кино?
Бордуков: В нем есть какая-то мистика. Это отдельный мир, модель войны и одновременно пацанская игра — инструмент поколенческой эмансипации от «племени отцов». Игроки взаимозаменяемы, команда редко ставит на звезду, как, например, в баскетболе. За мяч сражается прежде всего коллективный игрок. Поэтому футбол и стал спортом номер один во всем мире.

культура: А отчего у нас он не так популярен, как, скажем, в Латинской Америке?
Бордуков: Там игра — единственный способ выбраться из нищеты. Солнечная и праздная жизнь не оставляет иных вариантов.

культура: Над чем сейчас работаете?
Бордуков: Пишу сценарий молодежного триллера об агрессии и насилии в школьной среде. Ребята по глупости совершают мерзкий поступок, спустя несколько лет униженный товарищ начинает мстить обидчикам. Настоящая проблема в том, что родители замяли грех детей... И герой решил: ах, вы все не желаете жить по закону, тогда я вам устрою террор! В России часто героизируют народных мстителей, это опасно — тот, кто воюет с драконами, сам становится чудовищем.