RU
EN

22 апреля 2018

ММКФ-2018: Александр Котт показал свою версию землетрясения в Спитаке

В конкурсе Московского кинофестиваля был показан фильм «Спитак» — уже второй за последние два года фильм о катастрофе в Армении после «Землетрясения» Сарика Андреасяна.

Не успела девочка моргнуть перед объективом фотоаппарата, как город, в котором находилась фотостудия, оказался практически стерт с лица земли. 7 декабря 1988 года десятибалльные подземные толчки полностью разрушили Спитак, тысячи людей погибли или оказались под завалами. Гор (Лерник Арутюнян) смотрит в Москве новости и понимает, что он не может поехать на отдых с новой женой (Анна Цуканова-Котт), а должен мчаться на родину, где его родители, бывшая жена и дочь ждут помощи.

«Спитак» — уже второй за два года фильм об этом бедствии. В «Землетрясении» Сарика Андреасяна с помощью компьютерной графики был подробно показан процесс разрушений. Александр Котт оставил буйство стихии за кадром: девочка закрыла глаза, и землетрясение прошло словно за мгновение, как в страшной сказке. Он снял не мелодраматический фильм-катастрофу, а скорее бытовую драму. Правда, с самого начала в дополнение к реалистическому плану вводится мистический, который по мере развития сюжета только усиливается. Границы между мирами размываются, и вот уже девочки превращаются в кроликов, а мальчик из детских воспоминаний Гора вдруг оказывается в том же погребе и точно так же тайком ест варенье, только это другой мальчик, другое варенье и, конечно, другие обстоятельства.

Большую часть времени герои молчат. Им трудно сориентироваться среди одинаково серых развалин, они как тени бродят среди промерзших камней, пытаясь угадать хотя бы направление улиц. Одна из неразрешимых задач для главного героя — найти собственный дом, который он покинул. А в это время в подвале фотомастерской придавленная огромным камнем мать не позволяет себе ни единого стона, ведь рядом играет ее дочка, для которой все происходящее — пока просто игра или забавный сон. Молчание в сочетании с минималистическим звуковым решением фильма (почти нет музыки, мало шумов, но есть очень громкие, разрезающие тишину и оглушающие моменты) рождают особую напряженность и постепенно переводят повествование в поэтическое русло.

Сценарий фильма был написан Мариной Сочинской 10 лет назад и во многом основан на рассказах ее друзей, которые помогали спасать людей в Спитаке. Для нее, наполовину армянки, это личная история. Александр Котт рассказал, что в его воспоминаниях осталось только то, как он со своими одноклассниками собирал посылки для отправки в Армению, потому что так делали все. «Мы собирали для детей Армении подарки, теплые носки, шарфы, и это было для нас просто развлечение, пионерское соревнование. Никакой боли от происшедшего точно не было. Весь масштаб и всю, я бы сказал, торжественность этой трагедии я осознал, только взявшись за этот проект. Когда мы проводили в Армении кастинг, все актеры обязательно рассказывали нам свои воспоминания о землетрясении, и из этих случаев, этой личной боли складывалось мое представление о тех событиях».

Среди актерских работ стоит отметить Олега Василькова («Конвой», «На дне»), одного из недооцененных артистов российского кино, который сейчас снимается в «Братстве» Павла Лунгина, и Александра Кузнецова — того самого, ради которого стоило смотреть фильм «Скиф», где Кузнецов блестяще сыграл вероломного убийцу Куницу. У обоих роли второго плана: Васильков — друг детства Гора, Кузнецов — случайно встретившийся солдат. Но небольшие эпизоды с их участием сильно добавляют правдоподобия фильму.

Когда в июне 2017 года Александр Котт показывал материалы фильма на «Кинотавре», все твердили ему, что название надо сменить. Оно уже ничего не говорит зрителю и плохо скажется на прокатных результатах. Режиссер поступил, как и полагается серьезному автору: ничего менять не стал и просто доделал картину.

Автор Сергей Сычев