RU
EN

01 сентября 2010

Первый взгляд

26-летний оперный режиссер Василий Бархатов решил податься в кино: завершились съемки его первого кинопроекта «Неделимое» о любви на атомной станции...

X-Files

Бархатов – впервые за историю российского кино! – получил разрешение работать на особо охраняемых научных объектах. Съемки проходили на двух атомных станциях в городах Сосновый Бор (атомград Ленинградской АЭС) и Удомля (город-спутник Калининской АЭС). «У многих атомная энергетика по-прежнему чаще всего ассоциируется с Чернобылем, – говорит режиссер, – я хотел разрушить эту ассоциацию». По мнению Василия, на атомной станции царят даже не законы, а почти ритуалы. На Ленинградской АЭС, например, есть деление на грязную и чистую зоны. Грязная зона – это территория, где сотрудники станции ходят в спецодежде и могут при необходимости пройтись по самой крышке реактора. Чистая зона – там, где люди носят свою повседневную одежду. «Переход из грязной зоны в чистую происходит так: сотрудник снимает сначала один ботинок, с левой ноги, переступает через границу, затем все то же самое – с правой ногой. Веселые старты такие», – рассказывает Василий.

Физики и лирики

Сюжет про физиков и лириков был очень популярен в 60-е годы. Бархатов впервые в современном российском кино реанимирует эту тему (не забывая цитировать своих легендарных предшественников – например, «9 дней одного года» Михаила Ромма) и тут же развенчивает ее. Двое молодых ученых, Таня (Юлия Снигирь) и Ваня (Гриша Добрыгин), любят друг друга. Таня требовательна и целеустремленна, Ваня немного инфантилен. Он думает, что энергетикой он занимается лишь из любви к своей бывшей однокурснице. Казалось бы, классические физик и лирик. Но Ваня сам еще не знает, что защитит гениальную диссертацию. А Юлия Снигирь так отзывается о своем персонаже: «Я играю скорее не ученого, а живого человека». Вася дополняет: «Когда меня спрашивают, чего в этом фильме больше – физики или лирики, я говорю: физиологии».

Постапокалиптический театр

Не обошлось в фильме и без театральной темы: параллельно с работой на станции герои фильма состоят в любительской труппе и репетируют спектакль со столичным режиссером Аркадием (Денис Суханов). В этом спектакле, представляющем собой размышление на тему постапокалипсиса, действуют странные персонажи – Атомный гриб, Морская звезда, Постядерная трава... И лишь два персонажа-человека – последние люди на Земле в исполнении Тани и Вани. Съемки театральных эпизодов были самыми необычными в фильме. А от некоторых актеров даже потребовали изрядного мужества. Например, Юлии Снигирь, которая боится высоты, пришлось взобраться по отвесной лестнице высотой 12 метров на масляные баки на территории Калининской АЭС. Так в фильме появилась потрясающая по красоте сцена: девушка в белом платье, со строгим лицом и ужасом в глазах, на фоне индустриального пейзажа.

Роль бабушки Вани сыграла легендарная Екатерина Васильева. Как и в «Черной молнии» Тимура Бекмамбетова, Васильева играет потомственного ученого-физика.

Участие в работе над саундтреком картины примет Сергей Шнуров. А пока музыка еще не написана, Сергей успел стать крестным отцом трехмесячной дочки Васи Бархатова Полины. Крестины проходили в Удомле, в Князь-Владимирском соборе.

Текст: Катя Фадеева