RU
EN

19 апреля 2018

«Спитак» - не фильм-катастрофа, это реквием

7 декабря 1988 года в армянском городе Спитак произошло землетрясение - 11 балов по 12 бальной шкале. Этот день вошел в историю, как день величайшей катастрофы, которая унесла 25 000 человеческих жизней и оставила без крова более полумиллиона человек. В основе сюжета фильма "Спитак" - история Гора, который, покинув Армению в поисках лучшей жизни, возвращается обратно после землетрясения, чтобы найти свой дом и свою семью. Режиссер картины Александр Котт рассказал о своей новой работе обозревателю "РГ".

РГ: Александр, совсем недавно выходил уже фильм, который рассказывал историю землетрясения в Армении. Почему вы решили вернуться к этой теме?

Александр Котт: То, что два проекта параллельно снимались на основе одних и тех же событий - это стечение обстоятельств. Такое бывает. Но фильм "Землетрясение" - он сделан больше в жанре экшн и рассчитан на широкую зрительскую аудиторию. Насколько я помню, у него был достаточно успешный прокат.
Наше кино более камерное. Скорее не про стихийное событие, а про "землетрясение" внутри человека. Само землетрясение - только фон. Более того, в нашем фильме его, как такового, уже нет, все происходит после. Так что наше кино - ни лучше, ни хуже. Оно просто другое.

РГ: Почему так долго работали над фильмом?

Александр Котт: Работа над фильмом велась три года. Сценарий был написан еще раньше. Потом переделывался. Работа затянулась, потому что у нас не было, скажем так, единовременного финансирования и шел постоянный поиск средств. Сначала снимали один блок, потом - другой. И самое главное, затянулся монтаж. Он был достаточно долгий, и с открытой датой, за что "спасибо" продюсерам. Не хотелось столько сил потратить и формально смонтировать кино.

РГ: Во время съемок вы строили павильон на Мосфильме. Снимали ли в самой Армении?

Александр Котт: Мы снимали в трех местах. Натурные декорации строили в Крыму и Армении. А в Москве - павильон. Так удобнее и проще, и здесь знаешь, как устроено производство.

РГ: Можно сказать, что "Спитак" - это фильм-катастрофа?

Александр Котт: Нет. Я уже говорил, что это НЕ фильм-катастрофа. Это реквием. Он больше про Родину, про дружбу, про то, что невозможно оторваться от того места, где ты родился. Наш герой пытается найти свой дом, который был разрушен во время землетрясения, а находит себя.

РГ: Я видела рабочие материалы фильма - в нем практически нет крови.

Александр Котт: Люди, которых не стало, погибли не от взрывов. Кто-то задохнулся, кого-то завалило. Естественно, мы показываем гибель людей. Но нашли решение, которое позволило не "любоваться" кровью и физиологией. Крови не видно, потому что все было в пыли и цементе.

РГ: Будет ли похож "Спитак" на ваш же фильм "Испытание"?

Александр Котт: Думаю, что да. В паузах между словами.Я имею в виду, что в фильме "Спитак" будет созерцание. Мы даем зрителю возможность самому выбрать, куда и на кого смотреть, и за чем следить. В этом картины похожи.

РГ: Как вам удается делать и авторское, и зрительское кино? Например, ваша "Брестская крепость" рассчитана на массового зрителя. А "Спитак" - это в большей степени авторское кино.

Александр Котт: Я делаю то, что интересно. Я и фильм "Елки" снимал, потому что был интересен жанр комедии. Я не "пишу" одно кино в течение всей жизни. И во всех фильмах я все равно автор. У меня есть свое отношение к тому, что происходило в Бресте - если говорить о "Брестской крепости", и к тому, что мы сняли сейчас в фильме "Спитак". Я не думаю о том, зрительское кино или нет, потому что порой это сложно определить. Фильм Алексея Германа "Довлатов", например, абсолютно авторский, а стал зрительским, судя по кассе. Это уникальная история! Ясно, что он не был рассчитан на большой прокат. А у фильма "Спитак", думаю, будет небольшой прокат и в Армении, и в тех странах, для которых эта тема незабываема и близка.

РГ: Вы сами помните землетрясение в Спитаке?

Александр Котт: Помню, что мы собирали в школе детские игрушки и теплые носки. Устраивали акции в помощь пострадавшим детям Армении. Я тогда даже не понимал, что произошло. У меня не было тех эмоций, которые испытывали многие наши актеры. У нас практически все кино на армянском языке. И снимались, в основном, армянские артисты. И у них у всех - своя память об этих событиях.

РГ: Если фильм на армянском, как зрители будут его понимать? Субтитры?

Александр Котт: У нас есть версия и с прямым переводом. Однако, на ММКФ будут субтитры - настаивают, чтобы мы показывали фильм на языке оригинала. Но это даже лучше.


РГ: Как вам работалось с армянскими актерами?

Александр Котт: Практически все знают русский язык - во всяком случае в Ереване. И дети чуть постарше, и молодежь. Но они все так или иначе - участники тех событий. Поэтому для них было все очень важно. И еще - мне очень помогла армянская диаспора в Крыму. Многие ведь уехали туда после событий в Армении.

РГ: Если люди помнят, не был ли для них слишком болезненным процесс съемок?

Александр Котт: Были нюансы. Случалось, кто-то говорил на съемках, мол, было не так, а так. Другой возражал - дескать, было так, как снимается. Это понятно - у каждого своя правда, и свой угол зрения. Я прислушивался ко всем. Слушаешь, и все равно делаешь свое. Это кино, а не кинолетопись.

РГ: Вы сказали, что не станете широко прокатывать фильм. Но в нем участвовал канал "Россия 1", так что массовый зритель обязательно его увидит.

Александр Котт: Да "Спитак" покажут в эфире канала. Планируют 7 декабря 2018 года, в день памяти этих событий.

Автор Сусанна Альперина