RU
EN

12 августа 2010

Атомный реактор по имени Иван

27-летний режиссер Василий Бархатов, известный неординарными постановками оперы Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в Большом театре и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в Мариинском, сейчас занят съемками фильма под рабочим названием «Неделимое». Нашему корреспонденту удалось побывать на территории Ленинградской и Калининской АЭС и увидеть, как в аномальную жару снимается столь необычный, юморной фильм.

Надо сказать: актеры не унывают, в перерывах спасаются под зонтиками или участвуют в командной игре под названием «Кто первый уронит мяч» до того момента, как прозвучит команда: «Мотор!». На этот раз действие происходит в импровизированной беседке после дождя. Но поскольку заказать погоду нельзя, то беседку долго поливают водой из шланга, и она тут же высыхает, как в Сахаре.

Съемки крупным планом, короткие монологи актеров так и не дали мне подробного ответа, о чем этот фильм. Поэтому пришлось обратиться за разъяснением к его создателю Василию Бархатову. Оказывается, окончательное название фильма – «Атомный Иван» и взято оно из 90-х годов, немного американское, неуклюжее и даже хулиганское. Кроме того, режиссер напоминает, что один из самых первых российских атомных реакторов назывался «Иван». Взгляд невольно падает на две огромные трубы от АЭС, загадочно возвышающиеся на заднем плане. При этом Бархатов не хочет напоминать о Чернобыле – такой серьезной задачи он перед собой не ставил, акцентируя все свое внимание на простой человеческой истории, истории любви атомщика Вани (Григорий Добрыгин) и бывшей однокурсницы Тани (Юлия Снигирь).

В фильме несколько сюжетных линий. Одна из них – театральная, с лицедеями, переодетыми в фантасмагорические костюмы. Руководителем театра является Денис Суханов, в шутку его режиссер называет «региональным Някрошюсом», сумасшедшим провинциальным символистом, у которого есть проблемы со вкусом и формой. Василий ни минуты не сидит на месте – ходит, проверяет, смотрит. Говорит, что привык полагаться только на себя: «Скажут «лажа!» – зато моя». Да и кино это отнюдь не массовое, и как считает актер Григорий Добрыгин: «С одной стороны, оно делается для широкого зрителя, а с другой – авторское, со своим режиссерским почерком». В общем, актер рад, что работает с режиссером-ровесником и они общаются на одном языке. Григорий говорит, что «в этой истории он как рыба в воде, и диалоги, написанные Курочкиным, отнюдь не клишированные – живые, что является залогом хорошего фильма». А вот Юлии Снигирь, партнерше Добрыгина, играть трудно в основном из-за погоды, в чем она и призналась: «Бывают моменты, когда невозможно работать, нарастает раздражение и смешной текст вдруг оказывается несмешным».

Пока актеры вживаются в свои роли, Василий Бархатов дает волю фантазии. Буквально на наших глазах режиссер включает в сценарий сцену, где он сам, оператор и художник будут изображать фриков на барже с китайским фейерверком. «Здесь бы, по логике, должно быть лазерное шоу, но будет только три странных человека. Это для меня как неслучившийся апофеоз», – делится своими мыслями «великий комбинатор». Василий давно хотел взрастить свои идеи на «грядках» кино, и с театром это не сравнимо.

Время – 23 часа, но оживление на площадке не прекращается, и слово «перерыв» больше не произносится. Василий сидит рядом с Юлией, Денисом и Григорием, подготавливая их к съемке очередного эпизода. Да и живописный ландшафт располагает к творчеству. Жаркое солнце клонится к закату, завтра опять захочется на Северный полюс, но съемки будут продолжаться, и кто знает: может быть, это будет самый смешной фильм в нашей кинематографии.

Автор: Софья Савельева