RU
EN

09 февраля 2015

«Чайки» прилетели с Каспия

На Берлинале состоялась мировая премьера калмыцкого фильма.

Эльза, жена рыбака, живет в Калмыкии, в небольшом поселке на берегу Каспийского моря. Она порывается уйти от мужа, но ее останавливает страх перед неизвестностью. Возникающие новые драматические обстоятельства коренным образом меняют представления молодой женщины о жизни, семье, долге и свободе...

Мировая премьера фильма «Чайки» (The Gulls) о трудной судьбе современной калмычки прошла в рамках 65-го Международного кинфестиваля в Берлине. Тонкая притча о любви, снятая режиссером-дебютантом Эллой Манжеевой, включена в программу «Форум».

Делясь впечатлениями о премьере, Элла Манжеева написала на своей страничке в Facebook: «Мы открыли показ протяжной песней в исполнении Эрвены Оргаевой. Был полный зал, и сложно передать всю атмосферу. Зрители не хотели уходить после показа! Все танцевали с артистами театра танца "Ойраты"... Мы представили культуру Калмыкии во всей красоте!»

На сайте кинокомпании «Телесто» отмечается, что это первый фильм за последние 30 лет, снятый в Калмыкии, калмыцким режиссером на калмыцком языке.

Режиссер картины Элла Манжеева родилась в Элисте, где и сегодня живут ее родители и бабушка, получила кинообразование в Петербурге и Москве. Училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров (мастерская Владимира Хотиненко). Фильм «Чайки» снят при финансовой поддержке министерства культуры РФ.

«Сценарий я написала очень быстро, на одном дыхании, – рассказала в интервью «Голосу Америки» Элла Манжеева. – Может быть, потому, что многое из того, что происходит с моей героиней, происходило и со мной. Мне моя бабушка говорила: выбирая между днем и ночью, выбирай день. Если ты не веришь человеку, который рядом, вставай и уходи. Каждый персонаж – какая-то частичка моего опыта, опыта знакомых мне людей».

На главную роль режиссер и ее продюсеры Елена Гликман и Ярослав Живов выбрали не актрису, а топ-модель Евгению Манджиеву. «Наши фамилии похожи, но мы даже не родственники», – говорит Элла.

Евгения Манджиева рассказала «Голосу Америки», что родилась в Элисте, жила там до 18 лет, а потом уехала в Москву. Там она получила известность как топ-модель и успешно выступает на подиумах Парижа, Лондона и Нью-Йорка.

«Мне позвонил кастинг-директор фильма Владимир Голови предложил попробоваться на эту роль, – продолжала Евгения. – Моя героиня чем-то похожа на меня по характеру – спокойная, сдержанная, немного закрытая. Мне нужно было прочувствовать мою героиню, я должна была проникнуться ее драмой. И режиссер убедила меня, что я должна молчать. Да-да, молчать и ни с кем на съемках не вступать в разговоры. Меня что-то спрашивали, а я молчала. Люди могли подумать, что я неприветливый и невежливый человек, а я просто выполняла поручение режиссера. Было страшно и очень интересно. Элла мне очень здорово помогала».

Очень важный мотив фильма – сила личной веры, отношение героини к религии. Эльза, размышляющая о случившейся беде и о своей дальнейшей жизни, приходит сначала к предсказательнице, а затем в буддистский храм. Напомним, что Калмыкия – единственная республика в России и территория в Европе, где официальной религией является буддизм в тибетском его варианте.

«Я сама буддист, – прокомментировала Элла Манжеева, – мне это мировоззрение очень близко и дорого. Я очень люблю Далай-ламу, отношусь трепетно к постулатам веры. Ведь правила буддизма применимы практически ко всему. Если нет веры, сложно вообще жить, находить гармонию в себе, в своих отношениях с окружающими. В народном калмыцком эпосе Джангар о подвигах богатырей женские персонажи обладают удивительной чистотой помыслов. Именно поэтому они могут вылечивать от любых болезней. Одна из них, говорится в эпосе, настолько чиста, что в ее глазах отражаются рыбы. Не случайно, эпизод с посещением Эльзой храма и «видением рыб» один из ключевых в нашем фильме».

По словам режиссера, выбор Евгении на роль был непростым решением. Продюсеры ее отговаривали: актерского опыта у нее нет, да и гламурность внешности топ-модели могла оказаться «не ко двору» в фильме про простую жительницу рыбацкого поселка.

«И хотя пробы прошли неудачно, чутье мне подсказывало – выбор правильный, – отметила Элла Манжеева. – Да, я рисковала, но у меня в голове уже сложился весь паззл. Евгения безусловно талантлива, ее ждет хорошая актерская карьера».

Для «преодоления» гламурности режиссер предложила Евгении приехать в Калмыкию задолго до начала съемок и поработать на местном хлебозаводе. Ей придумали биографию, которая не должна была вызывать вопросы у других работниц.

«Мне казалось, что хлебозавод – это вкусный запах свежеиспеченного хлеба, – поделилась впечатлениями Евгения. – Но все оказалось не так. Я работала в ночную смену – с вечера до утра. Уставала страшно. Болели все мышцы тела. От кончиков волос до кончиков пальцев я пропахла кислыми дрожжами. Запах не самый приятный. Но люди там добрые и приветливые. Я дорожу этой ролью, этим опытом, общением с Эллой, которое дало мне очень многое. Мне понравилось сниматься в кино. Сейчас учусь в Московской школе кино, на актерском факультете, мой куратор – замечательная актриса Ингеборга Дапкунайте».

Критики обратили внимание, что на Берлинале в этом году представлено сразу несколько российских фильмов, что в последние лет десять здесь не наблюдалось. В конкурсе демонстрируется фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», в программе «Панорама» – лента «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, а в детской программе – картины Андрея Зайцева «14+», «Небесный верблюд» Юрия Фетинга, кстати, также о Калмыкии, и анимация «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой.

В Берлин приехал известный российский киновед-архивист Наум Клейман. В программе «Форум» – показ немецкого документального фильма о нем и об остром конфликте вокруг детища Клеймана – Музея кино. Науму Клейману будет вручена почетная премия Берлинале.

Автор: Олег Сулькин