RU
EN

16 марта 2016

Интервью с Еленой Гликман

Должно ли актуальное, серьезное по затронутым темам кино обязательно быть скучным? Полнометражный дебют Эдуарда Бордукова КОРОБКА опровергает это — фильм о том, как футбол может объединять людей, и победа не должна достигаться любой ценой, был полностью показан в рамках 99-го кинорынка и получил позитивные отзывы профессиональной аудитории.

В преддверии выхода ленты в прокат 7 апреля мы побеседовали с ее продюсером Еленой Гликман.

* Что отличает проект КОРОБКА от других фильмов в Вашей творческой карьере?

Лучше сначала сказать, что его сближает с другими проектами (улыбается). Это снова дебютное кино. Наша компания специализируется на том, чтобы находить и «выращивать» новых режиссеров. В этом смысле КОРОБКА — традиционный для нас фильм. Но своим художественным замыслом, затронутой темой он отличается от того, что мы делали раньше.

Будущий фильм очень долго вынашивался, и не только в недрах нашей компании, а сначала в творческой лаборатории на «Кинотавре», которую организовывала компания «Культбюро». Он был отобран среди других проектов. Очень важно, что в его разработке и доводке до ума молодому режиссеру помогали профессионалы киноиндустрии, в том числе иностранные редакторы и скрипт-доктора. Они работали над тем, чтобы общий творческий замысел был преобразован в конструкцию в соответствии со стандартами качества и нормами, которые приняты в международных кинопроектах.

Первоначальная идея проекта возникла после известных событий и волнений на Манежной площади в 2010 году. Была поставлена задача — сделать зрительское, массовое кино на острую тему, но при этом языком, понятным молодежи. Межнациональные отношения в молодежной среде — то, что беспокоило нас в процессе работы над КОРОБКОЙ.

* На питчинге «Кинотавра» в 2014-м году КОРОБКА получила главный приз жюри. Эта награда каким-то образом повлияла на судьбу будущего фильма?

Я думаю, что это повлияло в положительную сторону — на внимание к проекту при проведении конкурсов и процедуре получения финансовой поддержки со стороны Минкульта и Фонда кино. Благодаря питчингу «Кинотавра» проект КОРОБКА получил определенную известность. Для членов экспертного жюри, куда также входили представители Минкульта и Фонда кино, мы были на виду. На предварительной стадии победа в питчинге на «Кинотавре» стала подтверждением качества проекта и его потенциала.

* Что самым сложным оказалось в процессе съемок? Многие говорили, что снимать футбол (как и любые командные виды спорта) технически очень сложно.

Действительно, главным опасением моих оппонентов, как на «Кинотавре», так и во время очной защиты в Фонде кино, было именно то, что в фильме планировалось много футбола, который зрители привыкли смотреть либо на трибуне стадиона, либо по телевизору. Там играют профессионалы, а у нас всего лишь актеры, и было сомнение, что это зрелище произведет впечатление на зрителей.

Так что нашей главной задачей на проекте было не только интересно рассказать историю, как в любом фильме, но и по возможности зрелищно, с максимальным драйвом, снять футбольные сцены, передав динамику этой игры. Специально для актеров мы пригласили тренера, который обучал их профессиональным навыкам футбола и оттачивал движения, чтобы это максимально естественно и интересно смотрелось на экране.

Помимо тренера, мы взяли в команду человека, который занимается футбольными финтами (Слава Горохов — победитель различных чемпионатов по финтам), чтобы он научил наших ребят элементам, которые присутствуют именно в дворовом футболе. Так как 8 наших актеров — это юноши, которые в своей жизни обязательно играли в футбол, то им не составило большого труда овладеть этими навыками, которые в кадре смотрятся очень эффектно. Правда, в самых сложных с технической точки зрения сценах мы задействовали дублеров.

* Насколько бескомпромиссным получился итоговый фильм? Были ли у Вас другие варианты финала, и почему Вы пришли именно к такому решению?

У нас были другие, намного более жесткие версии, вплоть до того, что один из героев мог погибнуть. Но в процессе работы над фильмом мы поняли, что такие важные темы, которые подняты в кино, не должны рассчитывать на внимание только фестивальной публики. У нас стояла задача избежать какой-либо «чернушности» и представить развитие истории в позитивном ключе — зрелищем для массового зрителя. По этой причине мы выбрали именно такой финал, каким он в итоге получился, и именно такую подачу материала — максимально интересную, драматичную, но также очень зрелищную.

Назовем ее версией light, хотя это не результат какого-либо творческого компромисса, а наш выбор, осознанное решение авторов фильма. В итоге КОРОБКА получилась многопластовым, вдумчивым произведением, в котором можно найти много интересных вещей, когда времяпровождение дворовых ребят, игра в футбол становятся возможностью для важного высказывания. Мы затронули в фильме и проблему взросления, проверки дружбы, первой любви и так далее. Здесь получилось много слоев, которые могут считывать наши зрители, где каждый найдет что-то для себя.

* Проводили ли Вы фокус-группы для обычных зрителей, чтобы оценить их реакцию на картину?

Да, мы проводили фокус-группы, в том числе собирали группу с помощью компании «Киноэкспертиза» Олега Иванова, и получили очень качественный, интересный срез аналитики, представляющий мнение аудитории о фильме. Мы задействовали разновозрастные группы (от 14 до 40 лет), потому что нам представлялось, что это кино должно быть интересно не только молодежной аудитории, но и семьям. Для нас важно, чтобы фильм посмотрели дети со своими отцами, которые вспомнят, как они так же проводили свое время на коробке.

* Фильм был полностью показан на 99-м кинорынке. Какую реакцию Вы получили от кинотеатров, и довольны ли вы результатами показа?

Мы приняли решение полностью показать фильм на кинорынке именно после того, как получили данные исследования фокус-групп, а также увидели реакцию после показа картины для спортивной общественности, в том числе и среди профессиональных футболистов. Было очевидно, что фильм зрителям нравится. А в этом случае показать картину полностью на кинорынке — это не риск, а дополнительная возможность заручиться поддержкой профессионального сообщества. В итоге на кинорынке мы получили очень хорошую реакцию — и от сетей, и от директоров независимых кинотеатров по всей стране.

* Как сложилось Ваше сотрудничество с компанией 25th Floor Film Company, которая стала дистрибьютором фильма?

Все произошло в прошлом году на «Кинотавре», когда в рамках кинорынка нас представила компания «Двадцатый Век Фокс СНГ», и с тех самых пор «25 этаж» буквально завладели нами (улыбается). Они выразили желание сотрудничать и предложили выгодные условия по прокату КОРОБКИ, так что мы с удовольствием согласились.

* Какой будет маркетинговая кампания проекта, и какие элементы она будет в себя включать?

Помимо традиционных маркетинговых ходов, без которых нельзя обойтись (трейлеринг, наружная реклама, баннерная реклама в интернете), мы будем показывать на ТВ музыкальные клипы, в интернет-сообществах будет распространяться клип с песней «Надо больше хорошего», написанной в сотрудничестве группами «Смысловые Галлюцинации» и «Курара» из Екатеринбурга. На концерте группы «Смысловые галлюцинации» уже прошла премьера этого клипа. Мы будем очень активно подключать к промо музыкальные коллективы, чьи композиции вошли в саундтрек фильма.

В качестве продвижения мы будем сотрудничать с такой интернет-площадкой, как championat.com. Совместно мы записали интервью с известными футболистами из Сборной России и локальных футбольных клубов, которые рассказали о своих впечатлениях от фильма, а также о том, как они в детстве играли на таких же коробках. Нарезка с самыми яркими фразами футболистов будет распространяться в социальных сетях. У нас крупные информационные и кросс-промо партнеры — Теленеделя, Авторадио, Планета фитнес, магазины Твое, Кофе Хауз и другие.

Мы очень надеемся, что фильм понравится зрителям, и хороший «сарафан» даст нам в итоге хороший коммерческий результат.

Хочется, чтобы площадки, которые будут показывать фильм КОРОБКА, поддержали нас неформально, широкой и качественной росписью. Например, тот ролик, в котором футболисты из российских клубов говорят о картине, было бы замечательно увидеть в кинотеатрах. Это совершенно новый контент для них. Фильмов для молодежи и о молодежи, как КОРОБКА, выпускается сегодня очень немного, так что есть желание сделать все правильно — в нужном месте разместить афиши, поставить правильные сеансы, чтобы фильм могла посмотреть и молодежь, и подростки, и их родители. А возрастной рейтинг у нас самый подходящий — 12+.

КОРОБКА — это фильм обо всем, что сегодня составляет жизнь современного подростка. В 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу — если бы мы не сняли такой фильм, то его нужно было бы срочно придумать, потому что дворовый футбол — это то, с чего могут начаться победы каждого человека уже во взрослой жизни, даже если они не будут связны с профессиональным спортом.