RU
EN

03 октября 2012

Настя Сметанина: «Чудо - это слон»

Завтра на российские экраны выходит фильм Владимира Карабанова «Слон», снятый еще в 2010 году. За день до премьеры Екатерина Этуш встретилась с исполнительницей главной роли Анастасией Сметаниной. Актриса рассказала о детской проницательности и необходимости верить в чудеса, а также призналась, что попала на съемочную площадку совершенно случайно.

Настя, расскажи о фильме.

Это цирковая история. Цирк собирается на гастроли в Париж и перед отъездом дает последнее представление. Внезапно слон Ботхи ложится, и врач выносит приговор — слону необходима дорогостоящая операция. Руководство цирка принимает решение его усыпить. Утром за слоном приезжает трейлер, а параллельно цирк уезжает в Париж и забывает Боню — главную героиню. Она по ошибке, думая, что трейлер со Слоном тоже едет в Париж, садится в кабину к суровому дальнобойщику Зарезину. С этого начинаются невероятные приключения. Это очень доброе, светлое кино, которое заставляет людей задуматься о своей жизни, о том, что каждый человек имеет право на ошибку и на прощение, и что бы ни случилось, никогда нельзя сдаваться, всегда нужно искать Чудо, в нашем фильме Чудо — это Слон.

Как ты попала в фильм? Режиссер Владимир Карабанов рассказывал, что случайно встретил тебя в коридоре, и ты начала рассказывать про лошадей. Ты не планировала участвовать в кастинге?

Нет, я вообще не планировала. Со своим товарищем пришла на киностудию Горького, коротала время и стояла в коридоре. Ко мне подошел улыбчивый человек, я даже не знала, режиссер он или нет, и стал задавать странные вопросы, знакомиться. Один из вопросов был «а не боишься ли ты слонов?» Я в тот момент вообще ничего не понимала и ответила «не знаю, я никогда со слонами не имела дело, только с лошадьми», я занималась конкуром. Он начал расспрашивать про лошадей, мы мило побеседовали, а потом он сказал, что он режиссер и хочет пригласить на пробы. Так случилось наше знакомство.

Сможешь описать свою героиню тремя словами?

Непосредственная, безумная, чувственная.

Есть ли у тебя что-то общее с Боней? Были моменты, когда ты не соглашалась с ней?

С Боней я абсолютно согласна во всем, и, мне кажется, это срисованная с меня роль. Одним из условий режиссера было несомненное внутреннее сходство с персонажем, и мы с Бонней совпали.

Расскажи про свои впечатления от работы со слоном. Было страшно или жалко его?

Страшно не было, жалко, конечно, было. Мне всегда жалко животных, потому что я считаю, что человеку никто не давал права распоряжаться животными, мучить их. На площадке же я испытывала восторг, потому что находилась рядом с таким волшебным существом, от которого исходит столько положительной доброй энергии. Бывали моменты, когда у меня болела голова, я подходила к слону, обнимала его, и боль проходила. Слон — очень сильное и нежное животное, несмотря на его толстую кожу.

В фильме обыгрывается относительность размеров героев и внутренней силы — маленькая хрупкая девушка становится ответственной за большое животное, которое может ее растоптать...

Не знаю, кто из них за кого ответственен. Я думаю, это история трех одиночеств, каждый ответственен друг за друга. То, что они встретились, было предначертано. Если бы они не встретились, то, возможно, не получили то спасение, внутренний рост. Например, Зарезин получил прощение, Бони стала старше, совершила, быть может, первый настоящий поступок в жизни, она научилась жить не для себя, а для других людей. А со слоном происходит свое чудо. Когда он идет по деревне, он как будто знает, куда идти.

Как, кстати, себя чувствовал слон на съемочной площадке? Волновался?

Страшных ситуаций особо не было. Во время съемок было два слона, поскольку они неразлучники, — самое большое волнение было, когда он не видел свою подружку. Все остальное время он себя отлично чувствовал, потому что вся группа подкармливала его яблоками и батонами.

Какой самый запоминающийся момент со съемок?

Можно рассказывать бесконечно о каждом съемочном дне, они все были удивительными. У нас была потрясающая группа, и мы очень сблизились. Все идет от режиссера, Владимир (Владимир Карабанов) очень добрый и открытый человек. Каждое утро перед съемками участники группы обнимались и говорили друг другу приятные слова.

Какое у тебя отношение к цирку, ведь помимо радостных впечатлений, он часто ассоциируется с чем-то мистическим, снято много фильмов ужасов о клоунах, иллюзионистах?

В детстве, когда я прочитала книжку «Оно» Стивена Кинга, я ожидала, что из-под кровати или унитаза вылезет страшный Пеннивайз. Но меня часто водили цирк, и я люблю его, потому что это все равно праздник.

Почему фильм больше понравился детям? Возможно, им легче поверить, что слон дойдет до Индии?

Детям вообще проще поверить, они избавлены от предрассудков. Не зря Иисус говорит — верьте, как дети. Когда они смотрят это кино, они не сомневаются в чуде, они видят что-то большее, чем мы. Володя рассказывал, что дети задавали вопросы, которые ни один взрослый человек не задавал, но именно их подразумевал в фильме сам режиссер.

Судя по некоторым фильмам последних лет, например, «Пыль» или «Шапито-Шоу», появляется новый образ героя в современном кинематографе — нежный уязвимый человек, который ищет волшебство в окружающем его мире. Как тебе кажется, какой он — новый герой? Или его все-таки не существует, каждый персонаж индивидуален?

Мне кажется, любой персонаж, если он положительный герой, стремится к чему-то доброму и светлому, к чуду.

Окей. Обидно, что фильм ждал выхода в прокат 2 года?

Конечно. Всегда, когда работаешь, ждешь результата и оценки, потому что, если художник рисует картины и не видит результата, это мертвый художник. Но ничего страшного, мы верили, что это когда-нибудь произойдет, ведь мы вкладывали душу в этот фильм.

Какие у тебя планы на будущее?

Мой главный план — никаких планов, я стараюсь, чтобы часы и календарь, а уж тем более ежедневник не затмили тот факт, что каждое мгновение моей жизни это чудо и тайна.

Текст: Екатерина Этуш
Фото: Сюзанна Дарни