RU
EN

10 марта 2020

Светлана Ходченкова о спорте, актерстве и одиночестве

В 2016 году на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро за золото в личном зачете сражались две российские саблистки: капитан сборной Софья Великая, которая за свою карьеру завоевала столько титулов, что целиком и полностью оправдала громкую фамилию, и восходящая звезда Яна Егорян. По мотивам тех событий Эдуард Бордуков снял фильм «На острие» (в прокате с 26 марта), где роль обласканной славой спортсменки, которой в карьере не хватает лишь золотой олимпийской медали, досталась Светлане Ходченковой. Ее юную, неистовую соперницу играет Стася Милославская.

Ходченкова, которая выстрелила еще студенткой в «Благословите женщину» Станислава Говорухина, снималась в голливудских «Россомахе. Бессмертном» и «Шпион, выйди вон», играла у Гай-Германики в «Кратком курсе счастливой жизни» и у Германа-младшего в «Довлатове», а в прошлогодней короткометражке Александра Молочникова «Сбежавшие в Аризону» отправилась автостопом к Большому каньону прямо со съемочной площадки сериала «Годунов», — звезда под стать Великой.

Наступает ли ей новое поколение на пятки, есть ли у актеров свое олимпийское золото, возможен ли баланс между карьерой и личной жизнью и чем вообще похожи спорт и кино, Светлана рассказала Vogue накануне премьеры фильма.

Как вам фехтование?

Это вид спорта, в котором нюансы видны только в замедленной съемке. И все тонкости освоить у нас, конечно, не было возможности, даже несмотря на подготовку.

Мы пришли на площадку и сказали: «Ой, да мы все знаем, у нас фехтование было в институте». А нам ответили: «Это значит, что у вас его не было, начинаем все заново». Тут же дело не только в достоверности того, что ты делаешь в кадре. В первую очередь речь о безопасности. Это травматичный вид спорта, ты используешь холодное оружие. И важно в любой ситуации контролировать свои движения.

В итоге я поняла, что фехтование — это борьба не столько скорости или техники, сколько борьба нервных систем. И это очень энергозатратно. Я бы так, наверное, не смогла.

Сами вы еще со времен фильма «Воин» (2011), где ваша героиня танцует у шеста, предпочитаете пилон. Почему?

В этом виде спорта сочетается все, что мне нужно: и драйв, и музыка, и танцы, и актерское мастерство. Он помогает раскрываться твоей женской энергии. Плюс прокачиваются все мышцы. Очень нелегкий вид спорта. Как бы странно это ни казалось.

Как часто тренируетесь?

Не так часто, как хотелось бы. Много съемок, репетиций. Зато там тоже приходится побегать-попрыгать. Вот и получается, что в зале ты час-полтора занимаешься, а на съемочной площадке по восемь часов в день. И такой физической нагрузки вполне хватает.

Какой спорт у вас сейчас на повестке дня?

Танцы. Готовлюсь к премьере спектакля «Двое на качелях». В апреле покажем в Екатеринбурге, в сентябре в Москве.

Чем актерская профессия похожа на спорт?

Тут тоже бывают нужны и хитрость, и мудрость, и психологическая выдержка. Иначе тебя просто сломают.

Для вашей героини заветная цель — Олимпиада. В вашей жизни есть что-то подобное?

Жить, мне кажется, нужно не ради результата, а ради процесса. Тем более что ты никогда не знаешь наверняка, каким будет результат. Что за фильм получится, понравится ли он зрителю, будет ли успешен. И в погоне за целью мы зачастую пропускаем самое интересное — удовольствие от процесса.

Но и предугадать, принесут ли процесс и поиск удовольствие, не всегда возможно.

Именно поэтому, даже если меня готовы утвердить без проб, я всегда прошу их назначить. Я хочу увидеться и поговорить с режиссером, с партнерами, потому что дальше нам с ними работать, и не один месяц. Произойдет ли нужный контакт? Поймем ли мы друг друга?

Иногда я отказывалась от проектов только потому, что четко осознавала, что с этими людьми не найду общего языка. Плюс, конечно, важен материал. В фильме «На острие» мне понравилась история борьбы женщины самой с собой, своими нервами. То, как она начинает сходить с ума от страха упустить свою мечту, цель своей жизни. Как понимает, что голову все-таки терять нельзя. Как ее меняет молодая девочка, идущая ей на смену. Трансформация в человеке всегда интересна. И мне как актрисе интересно заняться этими психологическими кружевами.

В спорте смена поколений, понятно, проходит быстрее. Но сейчас молодежь, даже подростки, наступают по всем фронтам: инстаграм, TikTok, Билли Айлиш и Грета Тунберг. У вас есть ощущение, что в актерскую профессию приходит новое поколение?

Мне-то кажется, что я молодая (смеется). И даже про опыт говорить нельзя, потому что каждый проект начинается с чистого листа. Новая группа, новая история, все как в первый раз. И в целом я мало интересуюсь тем, что происходит в соцсетях. Я себя от этого обезопасила.

Ни за кем не следите?

Нет у меня такого. С детства не было. Никакого идолопоклонничества. Желания быть на кого-то похожей. Хотелось быть похожей на себя. К тому же за всеми не уследить. На время работы я вообще стараюсь блокировать поступление информации, чтобы не думать лишний раз и не переживать, а сосредоточиться на персонаже. Поэтому иногда я просто отключаюсь от этой жизни.

Когда было последнее «включение»?

Пару месяцев назад на волне разговоров про феминизм я прочитала книгу Наоми Вульф «Миф о красоте» и была потрясена. Я и не думала, что так можно руководить женщинами, контролировать их — указывая на их недостатки, на то, что они должны или не должны, на то, чего заслуживают, а чего нет.

На себе вы этого диктата никогда не ощущали?

Да, постоянно, на самом деле. Мне до сих пор люди пишут в инстаграм, как я должна себя вести, как выглядеть, какие фотографии постить и вообще что лучше бы мне, наконец, замуж выйти и ребенка родить. «Часики тикают». Все-таки сидит в голове наших людей пунктик, что женщина без мужа никто. Меж тем рожать или не рожать — это право женщины и ее личное решение. И, ребята, не ваше дело!

Как вы восстанавливаетесь? В короткометражке Молочникова ваша героиня сбегает в Аризону. Куда сбегаете вы, когда все достало?

Я сбегаю домой. Для меня большое и редкое счастье посидеть дома одной. Никаких тусовок, никаких разговоров. Можно валяться на диване, читать книжку, но лучше всего полежать в ванной в тишине. Это лучший релакс и способ очистить флешку своей памяти.

А если все-таки надо выйти в свет, как готовитесь, наряжаетесь?

Доверяю стилистам. Плюс уточняю, какого цвета будет пресс-волл, как будет падать свет. Подготовка к красной дорожке давно вышла за рамки «на тебя надели платье, и ты пошла», потому что потом видишь фотографии, и они тебе не нравятся. Значит, надо все продумать заранее. Но вообще у нас с визажистом уже есть отработанный ритуал: она приезжает ко мне с шоколадными эклерами. Меня надо накормить, успокоить, придать мне уверенности, а потом делать со мной что угодно.

У вас в планах две премьеры: «Скажи ей» Александра Молочникова и «У нее другое имя» Веты Гераськиной. Оба, насколько я понимаю, про отношения с детьми.

Да, и оба дали мне абсолютно новый опыт. В фильме Веты я дебютирую как продюсер. При этом на съемочной площадке она попросила, чтобы у меня забирали телефон. Для человека, от него зависимого, по двенадцать часов без связи — это, конечно, сильно. Зато совершенно другое включение, другая энергия. А у Саши я играю роль, какой никогда не играла, — слабой женщины. Мне нужно было обнулиться полностью, обнажить что-то очень-очень глубокое в себе.

Вы всегда были сильной?

Нет. Я и сейчас временами теряюсь. Но я поняла, что если буду слабой, это помешает мне развиваться в профессии, добиваться чего-то, когда-то идти вразрез с мнением общества. И научилась выстраивать стеночку между собой и миром. Невозможно угодить всем. Да и зачем? Если я буду жить жизнью других людей, кто будет жить мою жизнь? Кстати, именно этим мне и нравится пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях» (в Нью-Йорке 1950-х годов встречаются сбежавший от семейной и карьерной рутины адвокат и свободолюбивая танцовщица. — Прим. Vogue). Мы хотели ее ставить еще в прошлом году, но отказались. А за этот год в моей личной и профессиональной жизни произошли перемены, и теперь я понимаю, что готова об этом говорить. Это будет несерьезный разговор о серьезных вещах.

О каких?

Об отношениях, о проблемах тридцатилетних. О том, что женщина не должна быть угодной обществу и удобной в отношениях. Она должна думать в первую очередь о себе, полюбить себя и принять. И тогда она начинает по-другому относиться к окружающим людям. Понимает, что если кто-то, разговаривая с ней, злится, негодует, оскорбляет ее, то это не ее проблема. А того, кто это делает. Наверное, в нем есть какая-то боль, которую он пытается выместить на тебя. Но ты не обязана это принимать. Каждый должен разбираться с собой, со своей головой, со своими тараканами. Нужно ориентироваться на свои внутренние ощущения. С этого начинается свобода.